Страх или фобия

Страх  — это неприятная эмоция, возникающая в связи с сознательно признаваемым источником повышенной опасности, реальным или мнимым. Темы нормальных страхов варьируются в зависимости от возраста и имеют интенсивность пропорционально предполагаемой угрозе. Фобия  — это постоянный и навязчивый страх, озабоченность страхом перед объектом или ситуацией. Ребенок может понимать, что его страх  не пропорционален опасности, но по-прежнему не чувствовать себя спокойно и желать избегать объект или ситуацию.

Страх необходим в качестве средства защиты и зачастую способствует повышению эффективности реакций в стрессовых ситуациях. Ребенок испытывает небольшие пики тревоги, когда, например, сдает тест по математике или участвует в соревнованиях, что  может повысить эффективность его деятельности. Тем не менее, состояние сильного беспокойства или общей нервозности в неподходящее время может быть чрезвычайно болезненным и навязчивым. Хотя дети испытывают страх конкретных объектов, чувство тревоги является более общим, дети могут чувствовать себя постоянно напряженными или сверх бдительными. В результате уровень тревожности начинают вмешиваться в способности ребенка нормально функционировать.

Фобия у ребенка может развиться из-за травматического опыта (например, нападение собаки), но для некоторых детей не нужно какое-то определенное событие, чтобы возник страх, а затем тревога. Некоторым детям становится страшно, если они просто наблюдают за действиями другого ребенка. Некоторые дети могут отказываться спать в одиночестве из-за страха перед существами в шкафу, в то время как другие дети боятся пауков и никогда не обратят внимание на шкаф. Детский страх часто связан с избеганием, дискомфортом и физическим состоянием, таким как учащенное сердцебиение, расстройство желудка, влажные ладони или озноб. Исследования обнаружили связь определенных страхов с возрастом детей, эти страхи естественным образом исчезают,  когда ребенок становится старше. Когда детские страхи сохраняются независимо от возраста, тогда они начинают вмешиваться в ежедневную жизнь ребенка и его развитие.

Какие страхи ребенка являются нормальным?
Большинство детей, если их спросить, расскажут о нескольких страхах в любом возрасте. Ряд исследований показывали, что 90% детей в возрасте от 2-14, испытывают по крайней мере один конкретный страх перед каким-либо объектом или ситуацией. Если страх ребенка не вмешивается в его повседневную жизнь (сон, успеваемость в школе, общение, занятия вне школы и т.д.), или в жизнь его семьи, то, скорее всего, он не нуждается в помощи психолога.

Нормальные страхи для каждого возрастного периода:
0-2 года
громкие звуки, чужие люди, разлука с родителями, крупные объекты
3-6 лет
несуществующие объекты, например, привидения, монстры, сверхъестественные существа, а также темнота, шум, сон в одиночестве, гроза, ливень
7-16 лет
более реалистичным страхи, например — физические повреждения, здоровье, успеваемость в школе, смерть, гроза, землетрясение, наводнение.

Наиболее распространенные страхи для взрослого возраста (некоторые из которых относятся к страхам детей:

  • Страх темноты, одиночество, агрессивные люди, отказ, неодобрение, ошибки, собаки, публичные выступления, стоматологи, больница (кровь), пауки, тестирование, люди с уродствами, полиция

Многие из этих страхов, если не распознаются вовремя у ребенка и не перерабатываются должным образом, могут перерасти в более серьезные фобии во взрослой жизни.
Как родители могут помочь ребенку, рассмотрим на примере некоторых страхов.

Боязнь темноты

Вообще страх темноты возникает, когда родители настаивают на том, что ребенок находился в полностью затемненной комнате во время сна или когда ребенок просыпается посреди ночи. Некоторые дети настолько напуганы темнотой, что их сердцебиение сильно учащается, а ладони потеют. Родители должны признать тот факт, что комната выглядит совершенно иначе для ребенка, когда свет выключен, и им следует принять меры, чтобы успокоить ребенка, даже если страх кажется совершенно иррациональным для родителей.

  1. Используйте свет ночью, но экспериментируйте с его размещением, чтобы убедиться, что он не создает всякие пугающие тени.
  2. Если выключаете свет, оставайтесь в комнате, чтобы посмотреть, как она выглядит. Несколько минут поговорите с ребенком о том, как выглядят теперь разные предметы, вещи в комнате.
  3. Оставьте дверь в комнату ребенка приоткрытой и скажите ему, что вы будете недалеко от него.
  4. Если ребенок просыпается посреди ночи, его не надо брать к себе в кровать, иначе вы рискуете сформировать привычки, которые трудно будет затем изменять. Вместо этого, успокаивайте и утешайте его в своей комнате, говорите, что вы гордитесь им, что он уже достаточно большой, чтобы спать в комнате одному.
  5. Оставайтесь последовательными в своем подходе к поведению ребенка.

Страх животных

Страх животных затрагивает почти всех детей, но чем старше становится ребенок, тем реже этот страх встречается.

  1. Не передавайте ребенку ваш собственный страх. Изучите сами и научите ребенка правильному поведению с животными (например, всегда подходить к собаке спереди, где она может увидеть и понюхать его руку)
  2. Определяйте и объясняйте страх ребенка за него. Например, «собаки могут быть злыми, но эта собака живет по соседству и она хочет быть твоим другом».
  3. Можно завести собаку, желательно щенка, чтобы собака была слишком маленькой по сравнению с ребенком и росла вместе с ним. В процессе ухода за собакой обучайте ребенка кормить, гулять, ухаживать за собакой.
  4. Не позволяйте ребенку дразнить собак или плохо обращаться с животными.
  5. Не заставляйте ребенка гладить животное. Пусть он сделает это в свое время, когда ему будет хорошо и комфортно. Не поощряйте кормление животных с руки, захват еды у животного может быть намного больше ожидаемого, в результате ребенок может быть укушен ненамеренно.

Боязнь стоматолога

Это самый  часто встречающийся неразрешенный страх с детства, поэтому так много  взрослых боится идти к стоматологу. Как правило, этот страх вызван тем, что ребенок чувствует, что он не имеет никакого контроля над ситуацией.

  1. Лучше выбрать стоматолога, который уже работал с детьми. Стоматолог может показывать и давать веселые названия стоматологическим инструментам, демонстрировать, как это работает.
  2. Ребенок будет чувствовать себя более уверенно, когда родители находятся рядом с ним во время лечения.
  3. Начинайте посещать стоматолога с раннего возраста ребенка, так он будет привыкать к посещениям просто для проверки, когда ничего, кроме беглого осмотра, не требуется.
  4. Старайтесь не передавать ребенку ваш собственный страх стоматолога.

Страх смерти

Детей, как правило, интересует смерть, и это нормально, если ребенок начинает вдруг беспокоиться, что кто-то, кого он любит, скоро умрет или вообще может умереть. Обычно ребенок не очень боится смерти, пока он не увидел мертвого человека или мертвое животное. Это то, что может заставить его почувствовать его собственную смертность.

  1. Будьте готовы обсуждать тему смерти с ребенком, если он хочет, но при этом демонстрируйте уверенность, показывая ребенку, что не нужно беспокоиться об этом прямо сейчас.
  2. Будьте честны и не скрывайте того факта, когда кто-то в вашей семье умер по причине болезни или несчастного случая. Эта информационная изоляция ребенка и отсутствие у него необходимых знаний как раз и приводит к последующей тревоге ребенка.
  3. Иногда дети думают, что это они виноваты, что кто-то умер, потому что ранее могли злиться на друга, родственника и думать: «Я ненавижу тебя. Я хочу, чтобы ты умер». Снимайте с него эту ответственность. Его ситуативная злость и подобные мысли это одно, а причина смерти совсем другая. Убедитесь, что ребенок это понял.
  4. Большинство специалистов по детской психологии считает, что ребенок может быть на похоронах или поминках не ранее, чем с пяти лет. Перед подобными событиями родителям надо объяснить ребенку, как прощаются с человеком.

Возможно, самое лучшее, что родители могут сделать, когда речь идет о страхах ребенка, — это признать свои собственные детские страхи, особенно если родители испытывали похожие опасения, когда были детьми. Это будет подтверждать, что родитель понимает, насколько разрушительными могут быть подобные страхи, и будет готов успокоить и утешить ребенка, когда он испытывает такую потребность. Все это позволит значительно снизить вероятность развития тревожных и фобических расстройств у ребенка.

Страх или фобия