В своей повседневной жизни человек редко прибегает к механическому заучиванию, поскольку либо в этом нет необходимости, либо ситуация не позволяет это осуществить. Для обычной жизни точное воспроизведение материала не обязательно, обычно мы используем то, что запомнили в качестве вспомогательного материала (записи и т.д.). Этой возможности нет только в специальных условиях, например, на экзамене.
До того, как появились точные записи, человечеству приходилось придумывать танцы и облекать знания в стихотворную форму для их более точного воспроизведения (обряды и церемонии). Сейчас, чтобы что-то запомнить, человеку тоже часто приходится придумывать специальные приемы, например, придавать материалу стихотворную форму (каждый охотник желает знать и т.д.).
Способность запоминать почти всегда является индивидуальной, некоторые люди лучше запоминают словесный материал, другие – цифры и т.д.
Различные приемы запоминания почти нельзя использовать в обычной жизни, так как мы не знаем, какое из событий окажется для нас более важным и полезным. Часто в ходе обыденной жизни мы присутствуем при каком-то событии, затем описываем его другому, он – третьему и т.д. При этом, форма описания постоянно изменяется, так образуются слухи, мнения и т.д. Например, эксперимент с использованием процедуры последовательного запоминания — испорченный телефон (4-6 испытуемых).
Вначале в комнате один испытуемый, ему предъявляется картинка. Затем он пересказывает ее содержание второму испытуемому и т.д.
Предъявлялась картинка, на которой была изображена кошка, находящаяся чуть правее от центра, прямо над ней, чуть левее – клетка с птицей, далее стояла ваза с цветами и листьями. Перед ней лежала книга, на которой лежали несколько игральных карт. Справа – бутылка чернил. Все это – ваза, кошка, бутылка чернил – находится на столе, накрытом голубой скатертью, а над клеткой висит что-то вроде таблички с надписью «любитель птиц».
Ответ шестого испытуемого: в центре картины стол, на его поверхности птичья клетка, на которой написаны слова в кавычках.
Что можно выделить в результате:
- большая часть информации не запоминается;
- на основе рассказа у испытуемых формируется общее представление о нем, без подробностей, выявляется лишь основная суть. Последнему испытуемому передается лишь суть, как обобщенное представление;
- в рассказах испытуемых появляются новые элементы, зависящие от мотивации, установок, интереса. Субъективная интерпретация зависит от опыта, эмоций, мотивов, установки и т.д., то есть, от субъективных данных.
Мы видим, что расположения вещей упрощаются и выпадают из рассказа. Наблюдается прогрессирующее забывание несущественных деталей, причем несколько единиц остаются доминирующими (стол, птичья клетка и слова). На основании последнего описания можно восстановить картину, лишь в общих черт имеющую сходство с оригиналом.
Так как же мы запоминаем? Обычно не бывает так, что увидев или услышав что-то, мы автоматически формируем систему следов, хранящуюся в памяти, и которую мы можем извлечь, когда нам понадобиться. В действительности, мы накапливаем массу опыта, отдельные части которого склонны влиять друг на друга и изменять одна другую. Накопленный материал всегда находится при нас, и мы припоминаем его, когда он нам нужен. Но условия, с которыми мы встречаемся сейчас, никогда не являются точным воспроизведением прошлых условий, следовательно, мы стремимся к тому, чтобы преобразовать прошлое, а не просто повторить его.
Если мы знаем, что от нас потребуется буквальное и точное воспроизведение, мы прибегаем к специальным приемам, например, к заучиванию наизусть. Мы пытаемся вызвать интерес к материалу, чтобы сохранить его на необходимый срок, например, на период экзаменов.
Таким образом, в обычной жизни память работает иначе, чем в лабораторных условиях.
Выводы:
- Многие вещи, кажущиеся непосредственно наблюдаемыми, фактически возникают в сознании в результате прошлого опыта.
- Эксперименты по заучиванию, показали, что существует кривая забывания и что:
- при запоминании материала, особенно бессмысленного, большая часть забывается сразу после запоминания,
- результатом «усилия запомнить» часто является быстрое непосредственное забывание;
- расположение материала в нужной последовательности играет большую роль при припоминании, причем лучше запоминается материал по краям;
- сон может остановить забывание и увеличить вероятность точного воспроизведения;
- при заучивании материала можно определить, в течение какого времени возможно его точное сохранение;
- распределенное повторение является более экономным, чем концентрированное;
- это может быть связано с эффектом Зейгарник (незавершенные действия).
- Запоминание в обычной жизни редко представляет собой точное повторение оригинала.
- Самый быстрый и наглядный способ показать изменения при запоминании в обычной жизни – эксперимент «испорченный телефон».
- Обычное запоминание – это скорее реконструкция, чем точное повторение.
- Если «хорошая память» — это способность буквально припоминать материал, то ее секрет в упорной работе при заучивании и в развитии интересов. Если «хорошая память» — это запоминание наиболее полезного, то ее секрет в организации прошлого опыта под воздействием многосторонних интересов, тесно связанных между собой.