В своей повседневной жизни человек редко прибегает к механическому заучиванию, поскольку либо в этом нет необходимости, либо ситуация не позволяет это осуществить. Для обычной жизни точное воспроизведение материала не обязательно, обычно мы используем то, что запомнили в качестве вспомогательного материала (записи и т.д.). Этой возможности нет только в специальных условиях, например, на экзамене. 

До того, как появились точные записи, человечеству приходилось придумывать танцы и облекать знания в стихотворную форму для их более точного воспроизведения (обряды и церемонии). Сейчас, чтобы что-то запомнить, человеку тоже часто приходится придумывать специальные приемы, например, придавать материалу стихотворную форму (каждый охотник желает знать и т.д.). 

Способность запоминать почти всегда является индивидуальной, некоторые люди лучше запоминают словесный материал, другие – цифры и т.д.

Различные приемы запоминания почти нельзя использовать в обычной жизни, так как мы не знаем, какое из событий окажется для нас более важным и полезным. Часто в ходе обыденной жизни мы присутствуем при каком-то событии, затем описываем его другому, он – третьему и т.д. При этом, форма описания постоянно изменяется, так образуются слухи, мнения и т.д. Например, эксперимент с использованием процедуры последовательного запоминания — испорченный телефон (4-6 испытуемых). 

Вначале в комнате один испытуемый, ему предъявляется картинка. Затем он пересказывает ее содержание второму испытуемому и т.д.

Предъявлялась картинка, на которой была изображена кошка, находящаяся чуть правее от центра, прямо над ней, чуть левее – клетка с птицей, далее стояла ваза с цветами и листьями. Перед ней лежала книга, на которой лежали несколько игральных карт. Справа – бутылка чернил. Все это – ваза, кошка, бутылка чернил – находится на столе, накрытом голубой скатертью, а над клеткой висит что-то вроде таблички с надписью «любитель птиц».

Ответ шестого испытуемого: в центре картины стол, на его поверхности птичья клетка, на которой написаны слова в кавычках.

Что можно выделить в результате:

  1. большая часть информации не запоминается;
  2. на основе рассказа у испытуемых формируется общее представление о нем, без подробностей, выявляется лишь основная суть. Последнему испытуемому передается лишь суть, как обобщенное представление;
  3. в рассказах испытуемых появляются новые элементы, зависящие от мотивации, установок, интереса. Субъективная интерпретация зависит от опыта, эмоций, мотивов, установки и т.д., то есть, от субъективных данных.

Мы видим, что расположения вещей упрощаются и выпадают из рассказа. Наблюдается прогрессирующее забывание несущественных деталей, причем несколько единиц остаются доминирующими (стол, птичья клетка и слова).  На основании последнего описания можно восстановить картину, лишь в общих черт имеющую сходство с оригиналом.

Так как же мы запоминаем? Обычно не бывает так, что увидев или услышав что-то, мы автоматически формируем систему следов, хранящуюся в памяти, и которую мы можем извлечь, когда нам понадобиться. В действительности, мы накапливаем массу опыта, отдельные части которого склонны влиять друг на друга и изменять одна другую. Накопленный материал всегда находится при нас, и мы припоминаем его, когда он нам нужен. Но условия, с которыми мы встречаемся сейчас, никогда не являются точным воспроизведением прошлых условий, следовательно, мы стремимся к тому, чтобы преобразовать прошлое, а не просто повторить его.

Если мы знаем, что от нас потребуется буквальное и точное воспроизведение, мы прибегаем к специальным приемам, например, к заучиванию наизусть. Мы пытаемся вызвать интерес к материалу, чтобы сохранить его на необходимый срок, например, на период экзаменов.

Таким образом, в обычной жизни память работает иначе, чем в лабораторных условиях.

Выводы:

  1. Многие вещи, кажущиеся непосредственно наблюдаемыми, фактически возникают в сознании в результате прошлого опыта.
  2. Эксперименты по заучиванию, показали, что существует кривая забывания и что:
    • при запоминании материала, особенно бессмысленного, большая часть забывается сразу после запоминания,
    • результатом «усилия запомнить» часто является быстрое непосредственное забывание;
    • расположение материала в нужной последовательности играет большую роль при припоминании, причем лучше запоминается материал по краям;
    • сон может остановить забывание и увеличить вероятность точного воспроизведения;
    • при заучивании материала можно определить, в течение какого времени возможно его точное сохранение;
    • распределенное повторение является более экономным, чем концентрированное;
    • это может быть связано с эффектом Зейгарник (незавершенные действия).
  3. Запоминание в обычной жизни редко представляет собой точное повторение оригинала.
  4. Самый быстрый и наглядный способ показать изменения при запоминании в обычной жизни – эксперимент «испорченный телефон».
  5. Обычное запоминание – это скорее реконструкция, чем точное повторение.
  6. Если «хорошая память» — это способность буквально припоминать материал, то ее секрет в упорной работе при заучивании и в развитии интересов. Если «хорошая память» — это запоминание наиболее полезного, то ее секрет в организации прошлого опыта под воздействием многосторонних интересов, тесно связанных между собой.
Как запоминается информация?