психосоматика у ребенка

Как ребенок относится к своему телу? Что формирует психосоматоз у ребенка (психически обусловленные соматические нарушения)?

Личность близкого взрослого, чаще всего мамы

    • Повышенная личностная тревожность матери, внутренняя конфликтность, сопровождая ребенка с первых моментов жизни, передается ему через механизм импринтинга (запечатления), мать передает характерные для нее реакции, телесные, эмоциональные проявления. Ребенок также начинает реагировать тревогой на все, что ему неизвестно, непонятно.

  • Сдерживание, подавление мамой своих негативных переживаний, поскольку такова ее система ценностей, так ее воспитали, научили. Эти способы подавления также могут передаваться ребенку.
  • ротиворечивое эмоциональное отношение мамы к своим близким.
  • Сильные эмоциональные реакции мамы на проблемы или заболевания ребенка, особенно если при этом проявляется ее неспособность к конструктивному разрешению конфликта (беспомощность).
  • Негативное отношение матери к собственному телу, своим телесным проявлениям, «я никому неинтересна, я некрасивая, у меня ужасное тело», или отвержение отдельных частей тела. Подобное отношение к себе переходит и в критическое отношение к проявлениям телесного «Я» ребенка.

 

Взаимодействие мамы с ребенком

  • Ты – часть меня, ты – мой, это я создала тебя, ты принадлежишь мне. Без тебя я не существую. Чрезмерно тесная связь между ребенком и матерью, тормозящая развитие его личности ребенка, мешает самостоятельности и независимости ребенка.
  • Скрытое отвержение ребенка матерью. Это чаще всего не осознаются матерью и даже наоборот – прикрывается гиперопекой или подтягиванием большого количества помощников (няня, психологи, репетиторы и т.д.). Ребенок, используя язык тела, стремится привлечь внимание матери. «Я не могу это делать, потому что я болен, я слаб, я никогда не могу это делать без тебя».

Семейный климат

  • В семье есть негласные правила, которые не поощряют свободное отреагирование, свободное выражение эмоций и чувств, в том числе негативных, например, связанных с переживанием боли. Если ребенку плохо или он болеет, уход за ним направлен на подавление эмоций
  • Неспособность родителей (матери) вовремя распознавать, словно считывать телесные состояния ребенка. Например, невнимательная мама, которая была не готова к материнству или занятая своими проблемами, своими переживаниями. Мама, которая никогда не придавала значения телу других, неважно, что это ее ребенок, он все равно другой, для нее важно только то, что чувствует ее тело. Или когда ребенка рано приводят в садик, а родители часто в разъездах, с ребенком находится большую часть времени няня.
  • Неспособность семьи к тому, чтобы через обсуждения, разговоры решать свои конфликты, привлечение ребенка к проблемам взрослых (манипуляции). Конфликтная семья использует ребенка как провокацию, если он заболел, получил какие-то травмы или реакции тела, чтобы потом закрепить их и сделать инструментом при конфликтах.
  • Соматизация для извлечения выгоды, избегания ответственности. «Я не могу, я болен». Школьники, страдающие бронхиальной астмой (язва желудка, аллергия), при любой неприятности в школе начинается приступ или серия приступов. Механизм включается непроизвольно. Главный запускающий момент – страх ответственности, наказания; симптом – избегание. Этот стиль ухода (избегания) был принят в семье, поэтому и усвоился ребенком очень рано.
  • Наличие хронической соматической болезни у одного из членов семьи. Болезнь создает ограничения, как себя вести (поведение). Это психологическое присвоение, а не биологическое, генетическое наследование.

consulty.ru

 

Психосоматика у ребенка