Дебора Орджелин-Тодд — директор нейропсихологии и когнитивной психологии в больнице Маклина в Бельмонт (штат Массачусетс). Ее последние работы подтверждают, что мозг подростка (11-17 лет) работает иначе, чем взрослый мозг, особенно при обработке эмоциональной информации.

Исследование было проведено с помощью МРТ (магнитно-резонансная томография головного мозга) и показало различия между мозгом взрослого и подростка. МРТ прослеживало, как мозг реагировал на серию снимков, где демонстрировались эмоции человека. При сканировании мозга обнаружилось, что подростки используют различные части мозга при идентификации образов.

Изучалась префронтальная кора как наиболее развитая часть головного мозга. Это та часть головного мозга, которая отслеживает, контролирует, направляет, управляет и фокусирует действия человека. Она отвечает за способность управлять временем, суждениями, импульсами, планированием, организацией и критическим мышлением. Способность человека думать, планировать будущее, рационально использовать время и общаться с окружающими в значительной степени зависит от этого отдела мозга. Если конкретизировать, то эта кора кора отвечает за:

  • устойчивость внимания
  • настойчивость
  • оценки
  • управление импульсами
  • организованность
  • самоконтроль
  • решение задач
  • критическое мышление
  • способность планировать на будущее, прогнозировать
  • делать выводы, учиться на опыте
  • способность ощущать и выражать эмоции
  • взаимодействие с лимбической системой
  • эмпатию

Префронтальная кора играет наиболее важную роль в эмоциях, поэтому эта связь является ключом к пониманию поведения подростков.

То, что подростки бурно реагируют, связано с лобной долей головного мозга, которая не взаимодействует с эмоциональной областью должным образом.

Подростки неверно идентифицируют эмоции других людей намного чаще, чем взрослые. Все взрослые в эксперименте определили презентуемую эмоцию как страх, подростки определяли эту эмоцию как грусть, смятение, гнев, только половина подростков верно ответили.

Результат исследования: мозг подростков реагирует иначе на внешний мир по сравнению со взрослыми. И в частности, это касается эмоциональной информации, при этом у них больше импульсивных поведенческих реакций, чем вдумчивых ответов. Значит можно говорить о различиях между взрослыми и подростками с точки зрения коммуникаций:

  1. визуальные внешние подсказки (для верной обработки информации) подростки не читают корректно
  2. лобная доля активизируется у подростков не так как у взрослых (видно на МРТ)

Что происходит, когда подросток демонстрирует поведение, склонное к риску, и почему это происходит? Тоже из-за лобной доли, данные исследования подтверждают это (вместо планирования — импульсивность), поэтому можно предположить, что таким образом подростки не продумывают последствия своих действий, своего поведения. Словом, поведение подростка не связано с тем, что он именно не хочет делать что-то или что ему надо доставить хлопот родителю. И здесь встает вопрос: а как обучать, если такова специфика работы лобной доли мозга в этом возрасте? Точно не через сильные эмоциональные реакции (резкие слова, повышение тона голоса и т.п.) И подростку нужно помогать, обучать. Обучать это не ограничивать. Обучать это понимать, что это не просто недостаток воли у ребенка или дурной характер (бытовое выражение).

Исследование подтверждает, что подросток не может воспринимать информацию из внешнего мира, перерабатывать, организовать и понимать ее так же, как мы — взрослые — это делаем. Когда мы взаимодействуем с подростком (говорим, вместе что-то делаем, даем задания, ожидаем от него определенного поведения и т.д.), предполагая, что он понял все, что мы сказали и именно так понял, как мы ожидаем, — это скорее всего не так, скорее всего подросток это понял как-то по-другому. Для родителя все ясно, когда он говорит, а для подростка — нет (хотя он может говорить другое).

Подросток может даже не услышать информацию, которую мы ему даем, или так преобразовывает эту информацию, что результат противоположный даже может получиться, но на самом деле подросток не пытается нас разочаровать или расстроить. Просто они все видят в ином свете.

 

consulty.ru

Головной мозг: ребенок и взрослый