Жестокое обращениеПримеры жестокого обращения с детьми начинаются от библейского сюжета о намерении Авраама принести в жертву собственного сына Исаака и с практики убийства детей во многих ранних культурах, чтобы управлять ростом населения и в виде жертвоприношений. В средневековой Англии детоубийство было выходом для женщин, которые рожали вне брака; в Германии было принято погружать новорожденных в холодную воду, чтобы проверить их способность к выживанию, в Древней Греции вовлечение мужчинами мальчиков в сексуальные отношения считалось частью их подготовки к тому, чтобы в будущем стать солдатами. В Древнем мире дочь рассматривали как ценный товар – отец мог продать ее или использовать в качестве бартера для получения земли или денег. Если у отца было много дочерей, и он не мог обеспечить их всех приданым, младшие могли быть отправлены в женские монастыри, откуда они часто отсылались на работы в церковь, где могли подвергаться сексуальной эксплуатации, но под страхом отлучения от церкви никому не рассказывали об изнасилованиях.

Лишь к середине XVI столетия в Европе появилась законодательная защита детей от сексуального насилия. В 1548 году был принят закон, защищавший мальчиков от принудительной содомии, а с 1576 года законом запрещалось изнасилование девочек моложе 10 лет.

Французский Гражданский кодекс (Code Napoleon) 1804 года говорит о праве ребенка так: Ребенок в любом возрасте обязан оказывать повиновение и уважение своему отцу и матери. Он находится под их властью до того, как станет совершеннолетним или приобретет полную дееспособность. Отец, у которого имеются достаточные и серьезные основания сомневаться в достойном поведении своего ребенка, обладает следующим средством для его наказания: если ребенку исполнилось 16 лет, то отец может поместить его в тюрьму на срок, который, однако, не может превышать одного месяца. Во исполнение этого президент окружного суда обязан выдать ордер на его содержание в тюрьме по требованию отца.

Во времена феодальной системы в Европе сформировалось представление о собственности и иерархии прав и привилегий, в основании которых находились дети – особенно из бедных семей. В 1601 году были приняты Елизаветинские законы о бедных, направленные на помощь бедным семьям. Однако дети все еще рассматривались как собственность и могли быть связаны договором работы на хозяев, которые зачастую обращались с ними как с рабами, в обмен на крышу над головой и кусок хлеба. Контракт подписывался в очень молодом возрасте и длился до достижении 14 или 16 лет мальчиками и 21 года девочками. Нередко дети терпели побои и унижения.

В России убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни. Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно». Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело в этом случае по существу не рассматривалось и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство; несмотря на осуждение церкви, практиковалось и пострижение их в монахи.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства.

XIX столетие ознаменовано растущим беспокойством за благополучие беспризорных детей. Тогда получил развитие целый ряд реформистских движений, стремившихся спасти беспризорных детей от тяжелых условий в городах.

Определение плохого, или неправильного, обращения с детьми претерпевало изменения одновременно с трансформацией общественных нравов, ценностей и традиций. Как социальное, так и юридическое определения жестокого обращения с детьми менялось с течением времени, сегодня достигнуто общее соглашение относительно того, что плохое обращение включает в себя физическое и сексуальное насилие, физическое пренебрежение, недостаток внимание, а также эмоциональное, моральное плохое обращение.
Физическое насилие: родитель или опекун намеренно причиняет физический ущерб ребенку. Чаще всего это телесные наказания.
Сексуальное насилие: любой сексуальный контакт или попытка со стороны родителя или опекуна или другого взрослого, ответственного за ребенка с целью сексуального удовлетворения взрослого или финансовой выгоды.
Физическое пренебрежение: родитель или опекун не в состоянии обеспечить условия для удовлетворения физических потребностей ребенка – качественное питание, одежду, место проживания, медицинское обслуживание, образование, воспитание.
Недостаток внимания: родитель или опекун не предпринимает необходимых усилий для адекватного удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка, потребностей в развитии, которые гарантируют его социализацию и безопасность внутри и вне своего дома.
Эмоционально неправильное обращение: регулярное пренебрежение или злоупотребление основными эмоциональными потребностями ребенка. Родитель или опекун не дает ребенку ощущение любви и востребованности, чувства безопасности и собственного достоинства, унижает и запугивает ребенка криками, угрозами, обвинениями, непредсказуемыми и противоречивыми реакциями.
Морально неправильное обращение: родитель или опекун подвергает или вовлекает ребенка в незаконные и другие действия, которые могут привести к правонарушению или антиобщественному поведению, например, проституции, детской порнографии, торговле наркотиками, детскому воровству.

(c) consulty.ru

Жестокое обращение с детьми