СемьяКоуэн и Коуэн провели исследование 100 партнеров, когда те переходили в категорию родителей. Из всех сделанных ими выводов наиболее важен следующий: партнеры, у которых возникало наибольшее количество трудностей, связанных с адаптацией к родительским функциям и необходимостью иметь дело с новой семейной конфигурацией, отличались самой сильной амбивалентностью и высоким уровнем конфликтов еще до появления у них детей. Это не является таким уж большим откровением. А утешает то, что такой вывод подтверждает то, что крепкие супружеские отношения до появления детей представляют собой единственный фактор, руководствуясь которым можно прогнозировать прочные супружеские отношения после рождения детей. Другое не вызывающее сомнений открытие состояло в том, что посещение групп для будущих родителей, которые проводились профессионалами, существенно сокращало риск разводов после рождения детей. Таким образом, сильные стороны супружества можно стимулировать и обогащать до того, как возникнут главные стрессовые факторы, связанные с принятием на себя родительских ролей, что защитит пару и откроет больше возможностей для эффективной совместной работы. Человек может научиться тому, как быть хорошим родителем и хорошим супругом.

Дети влияют на супружеский союз тремя способами. Во-первых, родительская роль часто является источником конфликтов между супругами. Мужья и жены часто имеют разные ценности и придерживаются разных теорий о воспитании детей. Конфликты, связанные с исполнением родительских ролей, распространяются и на супружеские отношения — так же, как и конфликты, связанные с исполнением супружеской роли, переходят в область исполнения родительских ролей. Во-вторых, сами дети оказывают влияние на родителей. Новый подход, связанный с взаимодействием в семейной психологии, демонстрирует то, что дети помогают оформить личностный и поведенческий стиль родителей в такой же степени, в какой сами родители влияют на детей. В-третьих, семейная система оказывает влияние на желание пар оставаться эмоционально открытыми и продолжать сотрудничать друг с другом. На каждом из этих трех факторов, мы остановимся более подробно, а начнем с наиболее известного явления — конфликта родителей по поводу стратегий воспитания детей.

Четыре классических стиля воспитания детей
Существует стереотипное представление о том, что огромные различия в практике воспитания детей связаны с различными социально-экономическими статусами. Широко распространена и такая точка зрения: эти вариации обусловлены существенными культурными различиями. Тем не менее, в ходе последних исследований были выявлены различия в практике воспитания детей, обусловленные социально-экономическим статусом. И хотя все родители, представлявшие свои этнические группы, делали больший акцент на том, чтобы их дети совершенствовали такие качества, как самообладание, и хорошо учились в школе, исследования указывали больше на сходства, чем на различия между этими четырьмя группами в стилях воспитания.
Четыре основных стиля воспитания характерны для всех этнических групп и социальных классов: (1) авторитетный, (2) авторитарный, (3) либеральный и (4) невовлеченный. Эти четыре группы отличаются по уровню воспитания и любви, которую родители проявляют к своим детям (высокий или низкий), а также по уровню контроля над поведением своих детей и их выбором (высокий или низкий). Пары нередко конфликтуют по поводу того, какой стиль воспитания применять в различных ситуациях с разными детьми разного возраста, а также из-за особенностей применения каждого из этих стилей. Как муж, так и жена порой теряются, обнаружив несовпадения с ожиданиями супруга относительно их родительских ролей, противоречие собственных потребностей как родителя потребностям супруга или неспособность быть гибкими при обсуждении ролей в воспитательном процессе.

Авторитетные родители очень большое внимание уделяют воспитанию и контролю. Хотя они очень отзывчивы и сосредоточены на ребенке, на самом деле они предъявляют к детям очень высокие требования и устанавливают стандарты, по которым те должны жить. При авторитетном стиле воспитания родители уважают индивидуальность детей и права даже самого маленького человека. В то же время они признают ограничения, связанные с развитием, а также подчеркивают свою родительскую роль как роль как защитника и учителя. При таком типе воспитания отмечается демократизм в ряде важных областей подхода к детям, но родители все же сохраняют за собой право давать указания или ограничивать действия ребенка, если они кажутся осо¬бенно опасными или безрассудными.
Дети, для которых родители являются авторитетными, добиваются самых больших успехов. Иными словами, дети, родители которых применяют авторитетный стиль воспитания, дружелюбно настроены при общении со сверстниками, вступают в сотрудничество с взрослыми, независимы, энергичны и ориентированы на достижение цели. Такие дети демонстрируют высокую степень самоконтроля и внутренней направленности. Существуют даже доказательства, что авторитетные родители с успехом защищают своих подростков от наркотиков и формируют их дееспособность.
Становится все более очевидным и то, что люди, знающие особенности развития детей и ограничения, характерные для того или иного возраста, тяготеют к авторитетному стилю воспитания. Знание того, на что способен ребенок в разном возрасте, позволяет родителю с любовью, но в то же время жестко вводить ограничения и стандарты надлежащего поведения. Ребенок реагирует на подобную протекцию следующим образом. Он закрепляет социальные знания, которые требуются на одном этапе, а только после этого переходит к следующему этапу и более сложным социальным задачам. Программы родительского воспитания, в которых делается акцент на том, что дети на каждом этапе понимают, что им необходимо для позитивного развития, направлены на сокращение случаев жестокого обращения с детьми, а также на развитие у детей потенциала к обучению и повышение уровня социальной адаптации. Воспитание детей не относится к тем процессам, которые происходят у каждого естественным образом. К счастью, практически все мужчины и женщины могут обучиться навыкам, необходимым для того, чтобы стать «достаточно хорошей матерью».

Авторитарные родители являются сторонниками сильного контроля и меньше заботятся о самом воспитании. Они считают, что между родителями и детьми должны существовать жесткие границы: они должны видеть детей, но не слышать; задача родителя для них заключается в том, чтобы научить ребенка, что делать, а ребенок должен это выполнять. Большинство таких родителей руководствуются принципом «Пожалеешь розгу — испортишь дитя». Авторитарный родитель считает, что дети, в отличие от взрослых, имеют качественно иные права и обязанности. Их стиль управления семьей является тоталитарным.
У детей авторитарных родителей воистину несчастливое детство. Мальчики могут отреагировать свои фрустрации, становясь агрессивными, девочки — становясь более зависимыми. И у тех, и у других в подростковом возрасте отмечаются заниженная самооценка, плохие отношения с ровесниками и снижение успеваемости в школе.

Либеральные родители проявляют умеренность в воспитании и не слишком контролируют. Они считают, что дети, в конечном счете, все сделают правильно, если представить им возможность действовать на свое усмотрение. Дети сами решают, когда им ложиться спать и принимать пищу, как обращаться к родителям и как реагировать на их просьбы. Родители предъявляют очень мало требований к своим детям и в известной степени предоставляют им безусловную любовь и позитивное отношение. Для либеральных родителей не существует «правильного» ответа. Они полагают, что дети лучше всего учатся тогда, когда они это делают для себя. Их стиль управления очень демократичен и иногда граничит с анархией. Дети, которых воспитывали либеральные родители, испытывают трудности с самоконтролем. Они подвержены вспышкам раздражения и порой склонны к агрессивному поведению. Несмотря на свою «свободу», они менее уверены в своих силах, чем дети, которых воспитывали авторитетные родители. На основании чего можно предположить, что для того чтобы вырасти уверенным в своих силах и автономным, ребенку требуется значительный контроль и защита бдительного родителя.

Для невовлеченных родителей характерны как низкий уровень заботы о воспитании, так и низкий уровень контроля. Такие родители не придерживаются каких-либо стандартов воспитания и не контролируют своих детей. Они свободны от обязательств, связанных с исполнением родительской роли, и эмоционально отстранены от своих детей. Они редко беседуют с ними, а со многими их друзьями даже не знакомы. Такая отчужденность оказывает очень сильное влияние на детей: они страдают от низкой самооценки и повышенной агрессии и плохо контролируют свои импульсы. Чем раньше родители перестают заботиться о ребенке, тем больший ущерб ему наносится. Дети в возрасте одного года, о которых родители не заботились должным образом, скорее всего, будут отнесены к категории тревожных, в отличие от детей, с которыми плохо обращались.

Воспитание детей выводит на первый план личностные различия, а также расхождения позиций супругов. Один родитель может быть сторонником либерального стиля воспитания, в то время как у другого проявляется более авторитарный стиль. Когда происходит конфликт стилей, споры о том, как лучше справляться с проблемами ребенка в течение дня, могут только подлить масла в огонь и конфликта продолжается многими неделями. Отчасти это вызвано тем, что родители ведут себя так, будто незначительные решения могут иметь огромное влияние. Существует несколько «неважных» решений в жизни родителя.

Рассмотрим простой пример: родители решают, давать ли ребенку карманные деньги.
Родители вступают в конфликт по поводу того, давать ли детям карманные деньги, и если давать, то какие суммы и при каких обстоятельствах. Многие эксперты, по-видимому, пришли к заключению, что детям не следует оплачивать их работу по дому, которая очень помогает тому, чтобы семья могла эффективно функционировать. Когда возникает необходимость в дополнительной работе, для выполнения которой родители собираются привлечь кого-то со стороны, оплата детям их вклада считается уместной.
Карманные деньги связаны не с регулярным источником доходов родителей, а скорее с родительской концепцией воспитания детей.
Дети, получавшие деньги на карманные расходы, считали работу не слишком приятной и полагали, что вознаграждения за работу могут оказаться несоразмерными затраченным усилиям. Если девочкам регулярно давали карманные деньги, но это не зависело от выполнения ими какой-то работы по дому, в то время как деньги на карманные расходы мальчиков рассчитывались сообразно выполняемой ими работе. Это можно объяснить тем, что от девочек ожидается «полюбовное» выполнение работы по дому. Мальчики получали карманные деньги в соответствии с выполненной работой, когда же девочкам давали деньги, то учитывалась эмоциональная связь между родителем и ребенком. Учитывая такие порядки, можно предположить, что девочки имеют больше вероятности стать зависимыми, а мальчики — независимыми.
Таким образом, решения родителей относительно предоставления карманных денег на разных детях сказывалось по-разному. Во многих случаях родители, давая деньги на карманные расходы, не получали того эффекта, на который рассчитывали. К сожалению, это относится ко многим решениям, которые принимают родители; можно привести много разных показателей, которые достаточно сложно связаны между собой. Несмотря на то, что родители знают, что их решения окажут серьезное влияние, очень сложно прогнозировать последствия любого такого решения. Это приводит к бесконечным спорам, так как практически невозможно заранее доказать, что та или иная стратегия воспитания детей (когда родители желают только хорошего) является «правильной» или «неправильной», «помогает» или «причиняет вред».

По материалам книги Линды Берг-Кросс «Терапия супружеских пар»

Конфликты из-за воспитания детей