ЗависимостьС момента рождения до двух-трех лет ребенок завершает решение ряда задач своего развития. Наиболее важной психологической задачей развития в этот период является установление доверия между матерью и ребенком.
Если установление базового доверия или связи завершилось успешно, то ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы заняться исследованием внешнего мира и в последующем, в возрасте двух-трех лет, завершить свое так называемое второе, или психологическое рождение.

Психологическое рождение происходит тогда, когда ребенок научается быть психологически независимым от своей матери. Важным навыком, который приобретает ребенок при успешном завершении данной стадии развития, является умение полагаться на свою внутреннюю силу, то есть заявлять о себе, а не ожидать, что ктоBто другой будет управлять его поведением. У ребенка развивается ощущение своего «Я», которое дает ему возможность научиться брать на себя ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию, адекватно относиться к авторитету других, выражать свои чувства словами и эффективно справляться со страхом и тревогой. Если эта стадия не завершена до конца, ребенок становится психологически зависимым от других и не имеет своего четко ощущаемого «Я», которое выделяло бы его среди других.


Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают взаимоотношения друг с другом.
Проверка своих личных качеств может помочь вам определить степень созависимости в вашей жизни. Пожалуйста, ответьте на все вопросы правдиво. Обычно первый ответ, который пришел вам в голову, является самым правдивым и самым точным. Проверка своих личных качеств Типичные характеристики созависимых людей Поставьте цифры от 1 до 4 в скобки перед каждым вопросом:
1 — никогда
2 — иногда
3 — часто
4 — почти всегда
( ) Я склонен (склонна) брать на себя ответственность за чувства и/или поведение других людей.
( ) Я затрудняюсь идентифицировать свои чувства, такие как счастье, злость, смущение, уныние или возбуждение.
( ) Мне тяжело выражать свои чувства.
( ) Я испытываю страх или беспокойство при мысли о том, как другие отреагируют на мои чувства или поведение.
( ) Я свожу к минимуму проблемы и отрицаю или изменяю правду о чувствах или поведении людей, с которыми общаюсь.
( ) Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные взаимоотношения.
( ) Я боюсь быть отвергнутым (отвергнутой).
( ) Я стараюсь добиваться во всем совершенства и сужу себя строго.
( ) Мне трудно принимать решения.
( ) Я склонен (склонна) полагаться на мнения других, а не действовать по своему усмотрению.
( ) Я склонен (склонна) ставить желания и потребности других людей на первый план.
( ) Я склонен (склонна) ценить мнение других людей выше своего собственного.
( ) Мое ощущение собственного достоинства идет извне, в зависимости от мнения или действий других людей, которые, как мне кажется, больше в этом разбираются.
( ) Я нахожу, что тяжело быть уязвимым (уязвимой) и просить о помощи.
( ) Я всегда подвергаюсь контролю или стремлюсь контролировать, и наоборот, всегда слежу за тем, чтобы никогда не оказаться ответственным (ответственной).
( ) Я слишком лоялен (лояльна) к другим, даже в том случае, когда эта лояльность не оправдывается.
( ) У меня привычка рассматривать ситуации по принципу “все или ничего”.
( ) Я очень толерантен (толерантна) к непоследовательности и смешанным поручениям.
( ) В моей жизни происходят эмоциональные кризисы и хаос.
( ) Я стараюсь искать взаимоотношения там, где чувствую себя “нужным” (“нужной”), и пытаюсь затем сохранять их.

Подсчет очков: чтобы получить общий результат, сложите цифры. Чтобы интерпретировать свой уровень созависимости, воспользуйтесь следующей шкалой:

60—80 — очень высокая степень созависимости
40—59 — высокая степень созависимости
30—39 — средняя степень созависимости
20—29 — низкая степень созависимости

Зависимость от другого человека