Каждый из нас находится в постоянном взаимодействии с внешним миром, получая информацию через сенсорные источники с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, проприоцепции, вестибулярной системы. При этом мы получаем огромное количество избыточной информации, при этом надо отделить полезное от бесполезных сигналов, например, когда нам необходимо слышать голос собеседника, игнорируя шум на улице или специфический запах, или не воспринимая давление своего тела на кресло. Способность отключаться от избытка сенсорных сигналов, то есть фильтровать их, абсолютно необходима для нормального функционирования мозга. В противном случае нервная система не смогла бы генерировать адекватные реакции на внешние раздражители, концентрировать внимание на важных предметах и действиях и игнорировать несущественные раздражители, обеспечивать нормальный сон.
Таким образом нервная система сканирует информацию и быстро определяет, какие ощущение важны для самоорганизации.
Дети с аутизмом часто испытывают трудности именно с процессом фильтрации, что приводит к повышенной чувствительности к сенсорной информации. Ребенок может реагировать неадекватно ситуации, испытывая страх, избегая или игнорируя даже очевидно привлекательные для него ситуации или объекты. Повторяющиеся стереотипные движения, которые часто можно наблюдать у детей с аутизмом, могут быть средством регулирования вводных сенсорных сигналов, помогающих избежать раздражающие ощущения.
Физическое воздействие в виде давления на тело и активность, передающая информацию мышцам и суставам (проприоцепция), действуют, как правило, успокаивающе и помогает самоорганизоваться. Типичное поведение аутичных детей такое как прыжки, битье головой, жевание несъедобных предметов, кусание, размахивание и хлопанье руками может сигнализировать о необходимости тактики физического воздействия.
Это могут быть такие способы как:
- крепкие объятия, нажатие на макушку головы, легкое сдавливание плеч, ног, массаж
- оборачивание ребенка в одеяло обеспечивают необходимое давление на большую часть тела, снижают желание себя укусить или поцарапать
- вибрация обеспечивает здоровое проприоцептивное сенсорное воздействие, многие дети любят сидеть на вибрирующем кресле, также полезно будет использовать электрическую зубную щетку ежедневно
- орально регулирующее воздействие возможно с помощью хрустящих или жевательных вкусностей (баранки, морковь, крекеры, сухофрукты). Свистки, игрушки для надувания также хорошо помогают
- тренажеры для рук (кистевые, мячики, powerball); theraputty, которую рекомендуют тераписты и очень любят дети, это сенсорно стимулирующая забавная игра с материалом из силиконовой резины и латекса. Theraputty значительно снижает беспокойство, тревогу аутичных детей, гиперактивность, способствует укреплению мышц рук и пальцев, что необходимо в бытовом самоослуживании ребенка – держать чашку, пользоваться карандашами, ножницами, застегивать пуговицы, одеваться и раздеваться и т.д.
- ребенку можно носить рюкзак, набедренную сумку (на поясе) или утяжелители в кармане (мелочь, например)
- — предлагайте ребенку игры, где бы он мог толкать, тянуть, носить небольшие тяжести, можно прыгать на батуте, ездить на велосипеде, плавать, кататься на лошадях
- специальная подушка (подставка) на сиденье «sit and move cushion», активизирует мышцы туловища, поддерживает правильную осанку, регулирует внимание и концентрацию ребенка, успокаивает и облегчает движения ребенка.
- Чтобы снизить воздействие мешающих ребенку информационных сенсорных потоков:
- минимизируйте пространство для ребенка и количество игрушек – небольшая палатка, стол, накрытый одеялом, ковер на полу, подушки, кресла-мешки, наполненные легкими сыпучими гранулами, обеспечат ребенку комфортное физическое воздействие (давление на его тело)
- яркий свет, мерцание, небольшой гул от освещения могут провоцировать тревожость аутичного ребенка
- повторяющиеся навязчивые движения – хлопать руками, щелкать пальцами, вращать игрушкой, можно перенаправить на игры с интерактивным сочетанием визуального и двигательного, например, игра в мыльные пузыри, когда их надо ловить, бегать и дуть на них, отбрасывая, игры в воде или с мячом
- во время групповых мероприятий или где предполагается шум, множество движений (дни рождения, поездки в торговые центры, посещение детских площадок) надо быть особенно бдительными, ребенка может беспокоить большо количество сенсорных сигналов, присущих этим ситуациям. Ребенку надо позволить сидеть или стоять позади людей, группы и двигаться так, как он чувствует для себя комфортным. Вначале будет полезным провести некоторые время таким образом, что позволит снизить ребенку уровень сенсорной восприимчивости.
- если ребенок слишком чувствителен к запахам, лучше использовать моющие средства с нейтральными запахами, не использовать духи и освежители воздуха в машине и в квартире
consulty.ru