РебенокDs: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

 

Анна, 6 лет

Беременность четвертая. Роды нормальные. Разница в возрасте у родителей 22 года (матери на момент рождения Анны 34 года, отцу 56 лет).

Анна как только пошла в 11 месяцев, стала настоящим кошмаром в доме. Все переворачивала, проливала, ломала, все падало и рассыпалось. Шум стал естественным фоном в доме.

Нуждается в спокойной, тихой обстановке. Легко отвлекается на внешние раздражители. Не заканчивает то, что начинает и путает детали. Слушает, но кажется, что не слышит, словно бы старается первые несколько секунд, а потом уже делает вид. Часто переспрашивает по любому поводу. Трудности в концентрации внимания, только если для нее не создана специальная ситуация. Импульсивна: выкрикивает, несмотря на то, что взрослый что-то спросил всех детей и некоторые подняли руки для ответа, чрезвычайно возбудима, чрезвычайно разговорчива. Она отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен.

Трудно переносит время, когда надо ждать свою очередь. Задевает других детей (дети ее не любят и не хотят с ней играть, не пускают в свои игры).

Гиперактивна: вскарабкивается на все, что только стоит вокруг. Всегда готова бежать, а не идти, хотя говорят: «Иди!» Суетлива, извивается и корчится. Если что-нибудь делает, то с шумом. Должна всегда что-нибудь делать, иначе она не может.

Даже когда сидит на стуле, Анна производит суетливые движения руками и ногами. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий. С трудом исполняет инструкции других. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.

Часто теряет предметы и вещи, необходимые дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.). Совершенно игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»).

Не способна завершать выполнение поставленной задачи, «схватить» правильное направление, во всем видна небрежность при выполнении заданий. Ошибки чаще бывают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Обнаруживала большие способности к математике. Но дезорганизована, рассеянная и не способна запомнить инструкции и задания.

Иногда кажется, что Анна не слушает. Она отвлекается на окружающие звуки и зрительные стимуляции, что другими детьми, к примеру, игнорируется.

Не способна усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлива, извивается, бесцельно хватает различные предметы, открывает ящички стола или шкафа, вскарабкивается на стулья, не способна досидеть до конца и дослушать до конца рассказ взрослого, она раскачивает ногами, постоянно надоедает окружающим.
Проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, действует как бы бездумно, переходит от одного занятия к другому, болтает, не подумав. Не получается наладить нормальный контакт с другими детьми и со взрослыми, с детьми агрессивна и требовательна.

Анна прерывает, если разговариваешь с ней, уже через 10-15 секунд, вмешивается в разговор, не слушает. Она часто меняет деятельность, игры, говорлива, агрессивное поведение ситуативно, если ей не дают сделать то, что ей хочется в этот момент.

Даже если Анне что-то сильно интересно, она редко может удержать внимание на этом объекте или в этой ситуации, при этом быстро и легко отвлекается. Не может описать достаточно детально то, что услышала или увидела. В тетради пишет волнообразно: два слова четко, два слова «съезжают, наползают друг на друга», пропущенные буквы в словах. При этом на столе у Анны все словно свалено, она теряется и не может найти ручку, книжку. Когда ее просишь прочитать, она может пропустить целый абзац, не то что слово или предложение. Словно ее внимание «бежит», и она не может его удержать, чтобы сделать даже то, что ей приятно и что она действительно хочет. Когда Анна на занятиях и дети обучаются новым навыкам, ей нужно встать, ходить, прыгать, двигаться, словом – только так ей удается максимально сконцентрироваться, чтобы что-то усвоить.

Самая большая пытка для Анны – это долго сидеть на одном месте и сидеть тихо. Для нее это невыносимо, приносит страдания. Ей тяжело приходится с детьми, потому что их утомляет и пугает такое поведение Анны, она становится агрессивна и дерется, если у нее что-то не получается или ей кажется, что другой ребенок ей мешает в коллективной игре, но когда дети ее игнорируют, она плачет и очень хочет, чтобы ее приняли обратно. Она уже жалеет, что ударила, толкнула, обозвала товарища по игре, и желает обратно к детям, но когда ее принимают, все повторяется по новой. Если у нее что-то не получается – в игре или обучении — она бросает это занятие так быстро, что за это время просто невозможно чему-то научиться. Лучше всего у Анны получается общаться с неугомонными детенышами-зверьми в детском зоопарке, еще она любит ботанический сад, когда там необходимо что-то переделывать или перестраивать. Перед животными или растениями не надо извиняться за такое поведение и быть тактичным. Анне это нравится.

Если с Анной начать говорить, она даже не дает задать вопрос толком, тут же перебивает и переспрашивает, хотя суть совершенно ею не усвоена: о чем ее спросили? Ей это неважно.

Она может взять чужую игрушку, но не оттого, что она ей нужна, она ее спрячет, но не оттого, что хотела украсть, а только потому, что она не задумывалась в этот момент и все, что ей хотелось, это привлечь внимание. Ребенок будет искать игрушку, и она получит внимание, так как она в ту минуту помнила, куда спрятала, но затем она забывает. Полная дезорганизация.

Анне весьма тяжелы каждодневные занятия в подготовительном классе. Это для нее труд, который ее так утомляет, что она может от перевозбуждения потом проспать два часа (днем). Дома ее не заставишь убраться в своей комнате или отнести на место свои вещи. Она говорит: «Сейчас, сейчас», затем снова и снова, но так и не будет сделано к вечеру то, что обещано еще днем.

Анна о себе рассказывает сбивчиво, свои чувства она передает, перескакивая с одной темы на другую. Когда в группе бывают коллективные спортивные игры, Анна помогает, выкрикивая счет и меняя карточки, потому что в команде она передралась уже со всеми детьми. Больше всего Анне нравятся занятия, когда она чувствует свою значимость, в этой ситуации она способна удержать внимание и довести нужное до конца. Это должна быть не просто похвала, это некоторое возвышение ее над другими детьми. Очевидно, она чувствует себя уязвлено ( в жизни), хотя это не так видно из-за ее постоянной активности и непоседливости. Она чувствительный ребенок.

Она быстро устает и это сильно ей мешает, то есть всплески гиперактивности сопровождаются слабостью и вялостью а также может меняться настроение (аффективные расстройства).

Неврологический осмотр выявил легкие нарушения двигательной координации, асимметрию рефлексов (рефлексы у здорового ребенка должны быть симметричны, т.е. наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева. Об ассиметрии рефлексов говорят тогда, когда рефлексы нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют с другой), неуклюжесть. Основные проблемы Анны: дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность. Нарушена мелкая моторика (лепка, работа карандашом, вырезание).

Нарушения внимания: В играх Анны видно, что снижается время игры с одной определенной игрушкой, но количество используемых ею различных игрушек на протяжении всего времени игры значительно увеличивается.
Нет устойчивого внимания при выполнении скучных, надоедливых, повторяющихся заданий, таких как самостоятельное выполнение школьных и домашних работ, а также тяжелых и неприятных заданий. Однако при заинтересованном выполнении ребенком дополнительных заданий показатели устойчивости внимания Анны значительно улучшаются.

Импульсивность. У Анны недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования — то есть импульсивность. С одной стороны, она быстро реагирует на ситуации, но в то же время она не дожидается указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивает требования задания. В результате она очень небрежна, невнимательна, беспечна и легкомысленна. Анна не может рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или ее поступками.
Для нее очень проблематично дождаться своей очереди в игре или в команде. Они заведомо выбирают краткосрочные виды деятельности, прилагая меньшее количество усилий и времени на выполнение заданий, которые для нее неприятны, скучны и надоедливы. Когда она хочет что-либо и должна ждать, чтобы получить это (например, обещание родителей непременно взять ее в кино или в магазины), может бесконечно изводить взрослых в ожидании данного события, демонстрируя окружающим непрестанные требования и концентрируя на себе внимание.
Ситуации и игры, требующие совместного участия, сотрудничества, взаимодействия, сдержанности и строгости со своими сверстниками, являются особенно проблематичными для нее. В устной речи говорит несдержанно, неосторожно, не задумываясь о чувствах окружающих. Преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров других для Анны обычное явление. Впечатление от Анны не самое приятное, хотя временами она бывает очень обаятельна.

Нарушения координации: у Анны нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо) и равновесия (трудно кататься на велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).

Эмоциональные нарушения: неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

Социальные отношения: сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и взрослыми. Общение происходит с импульсивностью, навязчивостью, чрезмерностью, дезорганизованностью, агрессивностью, впечатлительностью и эмоциональностью. Для большинства людей вокруг Анна слишком энергична, разрушительна, навязчива.

Парциальные задержки развития: неравномерное развитие интеллектуальных функций, таких как письма, счета, чтения, несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать, исходя из IQ Анна (IQ = 90).

Двигательные функции: трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу — пронация и супинация и др.). Пониженная чувствительность к стимулированию вестибулярного аппарата (может долго играть в стимулирующие игры и не уставать, ездить в машине и не утомляться, качаться на качелях до умопомрачения — нарушения вестибулярной чувствительности). При прохождении тестирования на вестибулярную стимуляцию — в течение 10 секунд ребенка быстро раскручивают на конторском стуле — у Анны не отмечалось головокружения и наличия нистагма ( быстрые и частые непроизвольные движения глаз в различных направлениях, обусловленные периодическими сокращениями соответствующих глазодвигательных мышц). Более низкие показатели равновесия без зрительного контроля, т. е. при выполнении теста с закрытыми глазами, по сравнению с другими детьми.

Ослабление моторной функции: тесты обнаружили небольшие нарушения последовательности движений и выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики), двигательные умения в норме. Для диагностики использовались моторные, нейропсихологические тесты и рейтинговые шкалы.
Нейропсихологический скрининг нарушений развития координации движений: ребенку дается только одна попытка для выполнения задания.

Шесть пунктов нейропсихического скрининга:
1. Прыжки вверх-вниз 20 раз на одной ноге (на правой и левой ноге результат подсчитывается отдельно).
Нарушения:
— выполнение теста в течение более 12 секунд;
— две или более остановки на каждой ноге.

2. Удержание равновесия на одной ноге (на правой и левой отдельно).
Нарушения:
— время удержания менее 10 секунд на каждой ноге.

3. Ходьба, руки вниз в течение 10 секунд.
Нарушения:
— сгибание рук в локтевом суставе на 60 и более градусов;
— отведение плеча;
— наличие синкинезий (движения языка, губ);

4. Диадохокинез — выполнение пронации и супинаций, вытянутых вперед кистей рук 10 секунд каждой рукой отдельно.
Нарушения:
— 10 или несколько супинаций с каждой стороны;
— отставание или неполное поворачивание кистей, неуклюжесть движений;
— горизонтальное движение локтевого сустава на 15 см или более;
— адиадохокинез — невозможность быстрого и равномерного выполнения чередующихся противоположных по направлению движений.

5. Вырезание круга из бумаги (10 см диаметр) из прямоугольного листа.
Нарушения:
— срезано 20% или более круга;
— оставлено 20% и более около поверхности круга;
— использовано 2 или более минут на выполнение задания.

6. Копирование рисунка, используя бумагу и карандаш.

Диагностика внимания: применялись корректурные таблицы (кольца Ландольта) для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их. Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
Затем определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Результат: у Анны ниже, чем у остальных детей.

Оценка распределения внимания: Инструкция аналогична той, которая давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае надо находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим. Результат показал, что продуктивность и устойчивость внимания у Анны ниже, чем у остальных детей.

Тестирование:

1. по шкале исследования вербального и невербального интеллекта Д. Векслера ( The Wechsler Intelligence Scale for Children-III (WISC-III)

2. Невербальный интеллект исследовался с помощью Прогрессивных матриц Равенна (Raven Standard Progressive Matrices)

3. Визуально-моторный Гештальт — тест Бендер (BenderGestalt test)

4. Нейропсихологический скрининг нарушений развития координации движений

5. Корректурные таблицы (кольца Ландольта)Landolt Ring Orientations on Test Plates Attached to Signpost


Таким образом, в момент настоящего обследования выявлены происходящие на протяжении длительного времени и в различных ситуациях значительные проблемы в сфере внимания, импульсивность и чрезмерная активность.

consulty.ru

 

Патопсихологическое обследование (СДВГ)