Неврозы и фобии у детейМаргарет Мид в книге «Культура и мир детства» приводит разницу между различными способами воспитания детей. Она сравнила воспитание детей в различных диких племенах и воспитание детей в Европе и США. Оказалось, что многие психические расстройства и неврозы, существующие у нас, отсутствуют в диких племенах.

Воспитание зависит и от культурных традиций и от уклада каждой отдельной семьи, в разных семьях по разному распределено участие в воспитании отца и матери, родители по разному реагируют на шалости, что-то запрещают, что-то разрешают и т.д.

 

Способы воспитания различаются в деревнях, в горах, в городах и т.д. В частности, везде различна пропорция участия отца и матери. Там, где после 1-3 лет воспитанием занимается только отец, комплексы возникают в основном у девочек, где мать – у мальчиков. Т.е. в целом, в воспитании должны участвовать оба родителя, но в определенном возрасте кто-то из родителей должен начинать увеличивать процент своего участия. Для мальчика нужен отец, для девочки – мать. Не существует полного равенства мужчины и женщины, по крайней мере, в рамках воспитания.

Различия в воспитании могут касаться и реакции родителей на какие-то события, например, на падение ребенка. В диких племенах на падение ребенка мать не обращает внимания, в результате, он не капризничает.

Последние исследования показали, что до 30% детей в младшем школьном возрасте имеют неврозы и этот процент постоянно увеличивается. Образ жизни родителей изменился, они много работают, меньше участвуют в воспитании детей, увеличился процент алкоголиков и наркоманов среди родителей, увеличилось количество шизофреников, у многих родителей наблюдается депрессивное состояние, а все это сказывается на детях. Около 20% учащихся полностью дезадаптированы, а более 50% относятся к группе риска и имеют невротические реакции.

У маленьких детей наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • плохое засыпание,
  • страх остаться дома одним,
  • необоснованные истерические реакции,
  • различные фобии,
  • психосоматические симптомы.

Бывает, также, что у хорошо воспитанных детей возникают отдельные дисоциальные действия.

К группе риска относятся, обычно, дети из неполных семей, где кто-то из родителей страдает какими-либо неврозами или психическими заболеваниями – это приблизительно половина. Вторая половина – наследственность, травмы при родах и беременности, неправильное воспитание.

Зачастую, встречается сразу несколько симптомов. Симптомы могут быть не тяжкие, а смазанные, у таких детей в младших классах наблюдаются просто затруднения в обучении, а в средних и старших классах – трудности в поведении.

Очень важны возрастные кризисы, ведущие за собой дезадаптацию, если взрослые неадекватно реагируют на поведение ребенка, какие-то вещи могут закрепиться. В норме, подобное поведение длится 3-5 месяцев, но если ребенок неадекватен дольше, требуется обращение к психологу или психотерапевту за помощью.

  • ~ 60% детей нормально проходят кризисы,
  • ~ 30% проявляют неустойчивую дезадаптацию,
  • ~ 10-15% дезадаптируются перед кризисом, получают нервный срыв, а следовательно, психическое расстройство.

Выделяется несколько групп психопатологических синдромов:

  • депрессивный(заторможена психическая деятельность и нарушена аффективная сфера, крайнее нарушение – депрессивный ступор – отсутствие движений и речи),
  • иппохондрический (необоснованно повышенные опасения за состояние здоровья),
  • астенический(общая слабость, повышенная истощаемость, раздражительность, нарушение внимания, могут наблюдаться расстройства памяти),
  • апатический(вялость, безразличие к окружающим, отсутствие стремления к деятельности),
  • катотонический (состояние общего возбуждения (беспокойства) и дельнейший ступор, при этом ребенок может совершать неожиданные, немотивированные поступки)
  • и т.д.

Чаще всего, у детей возникают неврозы – это заболевания, при которых нет органических повреждений и основную роль играют психические расстройства нервной деятельности.

Причина чаще всего кроется в возникновении аффектов на почве конфликтов – семейных, социальных, при большом числе жизненных неурядиц, при рассогласовании между потребностью, ожидаемыми результатами и истинным положением вещей. Также, частая причина – неразрешенные ситуации, травмирующие психику. Больше всего, неврозам подвержены люди со следующими личностными особенностями:

  • возбудимость,
  • эмоциональность,
  • склонность к театральности.

Не излеченный в детстве невроз может исказить судьбу человека, отразиться на всей его жизни. Путь в невроз чаще всего начинается с подавления у ребенка его врожденной натуры и прежде всего инстинктов и темперамента.

Основное в формировании готовности к неврозу — неуверенность в себе, комплекс неполноценности. Неуверенность в себе характеризуется низкой самооценкой своих психических и физических данных. В таком случае ребенок низко оценивает свои умственные данные и способности к учебе. Здесь важно — способность к учебе низка — тотально или, скажем, только к точным наукам, к изучению языков, по гуманитарным предметам. Обычно в чем-то всегда есть просвет, компенсация, и тогда родители должны одобрить ребенка, сделать все, чтобы он максимально развил свои умственные способности (не все рождаются математиками, за то посмотри, как ты красиво рисуешь…).

Важна и самооценка физических данных. Мальчики комплексуют, если они физически слабы, девочки — если неуклюжи. Это тяжелое переживание для ребенка. Оно ведет к неврозу. И спортивный уголок в его комнате также важен, как и оборудованный письменный столик.

Очень важна самооценка внешнего вида. Мальчики тяжело переживают, если у них низкий рост и вес — ниже возрастной нормы. Девочки уже в 3 года знают, что они красивы — все окружающие восхищаются ими. В подростковом возрасте они знают, что некрасивы. Красивые и некрасивые, с подросткового возраста, в полной мере осознают цену тому и другому.

У ребенка под влиянием внушенных ему установок, под влиянием отношения к нему других, под влиянием жизненных обстоятельств складывается подсознательное отношение к самому себе. Самое главное в воспитании ребенка — компенсация слабого в ребенке тем, в чем он полноценен.

Существует так же проблема внутреннего конфликта личности. Его порождает, в первую очередь, наличие двух уровней нашей психики — сознания и подсознания, в частности, конфликт двух самооценок — подсознательной, установочной и самооценки «сегодняшнего дня» (сознание). В сознании на основе самооценки «сегодняшнего дня» звучит: «Я могу!» В подсознании же через установочную заниженную самооценку звучит обратное: «Мне это не под силу».

Внутренний конфликт, таким образом, — столкновение позиций сознания и установочных принципов подсознания. Так рождается нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека, у которого инстинкты, темперамент, установки, сознание естественно едины.

Для психической устойчивости благоприятнее, если внушили что-то одно. Если, например, внушили одну только осторожность, тогда перед нами осторожный всегда и во всем. Родители, семья должны отдать себе ясный отчет в том, какими они хотят видеть сына, дочь, и внушать что-то одно, влиять на переживаемое ребенком одинаково. Ребенок играл во дворе, расшибся, и все взрослые говорят в один голос: «заживет, иди играй, не бойся». Или: «Сиди дома и не выходи больше на улицу».

К каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Не ребенок должен приспосабливаться к родителям, а родители к индивидуальности ребенка!

Невроз — это фиксированная психологическая защита, грандиозный самообман, бегство от реальности в своеобразную психологическую «инвалидность»! Психологическая защита, при этом, позволяет человеку, капитулировав перед жизнью, сохранить свое достоинство, используя бессознательный самообман: «Да, у меня не сложилась судьба, но я не виноват в этом, виновата моя болезнь, виноваты злые люди, виновата жизнь…».

Внутренний конфликт, ведущий к неврозу, это, прежде всего, конфликт между сверхпотребностью человека сохранить свое достоинство и неспособностью его защитить!
Предневроз.

Ребенок, у которого предневроз, прежде всего чрезмерно эгоистичен., в семье — тиран, среди чужих — тихоня. Ребенку с предневрозом плохо в школе, он страдает, протестует, отказывается от посещения школы. У него головные боли, беспокойный сон. Он выглядит больным. Учителя рекомендуют перевести его на домашнее обучение. Короче — речь идет о безоговорочно трудном, проблемном ребенке.

Главное у такого ребенка — подспудное чувство несостоятельности. Для предневроза как раз и характерен постоянный конфликт чувства несостоятельности и чувства достоинства! Отсюда — характернейшая его сторона — контрастность поведения. Ребенок с предневрозом воистину непредсказуем. Верх берет чувство несостоятельности — и он отступает, уступает всем, мучительно нерешителен, боязлив, отказывается от желаемого. Верх берет чувство достоинства — и он очертя голову бросается в драку, в яростный конфликт, требователен, настырен. Он то уступает слабому, то бросается на заведомо более сильного. Он то позорно труслив, то отчаянно дерзок и смел.

И все это не невроз, а предневроз, который длится годами, а иногда — всю жизнь. Для того, чтобы из предневроза возник невроз, необходима психическая травматизация.

Психическая травматизация — все, что бьет прямо в сердце и потрясает, все, что нестерпимо обостряет предневроз. И тогда, чтобы «не разорвалось сердце», приходит как спасение удивительная способность подсознания защитить чувство достоинства, психику, организм в целом, сердце. Речь идет о психологической защите!

Зигмунд Фрейд, создавший науку о подсознании, описал защитные уловки неосознаваемой сферы психики. Неосознаваемо мы нередко «забываем» о неприятном, избегаем его, приукрашиваем себя и преуменьшаем чужие достоинства и заслуги, видим только то, что желаем видеть, толкуем происходящее с нами в выгодном для себя свете, защищая свою психику от потрясений, депрессии, болезненных переживаний. Все вышеперечисленное и есть психологическая защита в ее многообразных формах. Выход на авансцену психологической защиты и завершает картину формирования невроза, переход из состояния предневроза в невроз.

Фобии — навязчивые страхи. Между простым страхом и навязчивым есть существенная разница: при фобии человек, как правило, понимает, что его боязнь ничем не обусловлена и даже бессмысленна, но при этом не перестает бояться. Вероятность возникновения навязчивых страхов есть практически у каждого. Поэтому фобии — довольно распространенное явление. И разновидностей их очень много. Люди боятся пауков и змей, высоты и общественного транспорта, открытого или закрытого пространства. Есть даже такой вид, как «фобофобия» — боязнь обзавестись какой-нибудь фобией.

Существует много классификаций навязчивых страхов. Вот самая упрощенная — но зато учитывающая практически все их виды.

1. Детские фобии. Основаны на ощущении «я — часть среды». Конечно, такие страхи, как боязнь темноты, сказок или бабы-Яги в шкафу, в основном присущи детишкам. Причем мама сколько угодно может показывать ребенку пустой шкаф и демонстрировать, что никакой Яги в нем нет! Ребенок все равно будет бояться ходить мимо этого шкафа.

Но вот целая группа фобий, относимых к детским — так называемые социофобии, или боязнь общения, встречаются не только в детском возрасте. Да, дети чаще боятся ходить в детский сад или в школу; но бывает, что и взрослые боятся выступления перед аудиторией, испытывают страх при разговоре с вышестоящими лицами, при беседах по телефону… Некоторые разновидности социофобий могут проявиться и в семье. Мы не привыкли обращать на это внимание, но многие испытывают сильный страх, думая о встрече с отцом или матерью, свекровью или тещей. Казалось бы, ничего особенного, однако фобические признаки налицо: тревога, стремление любыми способами избежать встречи, повышенное давление и так далее…

2. Подростковые фобии, основаныне на ощущении «я — среда». Опять же возникновение таких фобий не зависит от возраста, хотя подростки страдают ими чаще. Это и танатофобия (страх смерти), которая отсутствует у детей (которые еще не понимают ценности жизни), и фобии пространства (агора- и клаустрофобии), и нозофобии (боязнь чем-нибудь заболеть). Но самый ярких пример ‘подростковых’ страхов — так называемая интимофобия. Вначале этим словом обозначалась собственно фобия интимных отношений — то есть чувство страха, испытываемое мужчиной при попытке вступления в половую связь с женщиной. Стоит ему оказаться с ней наедине — тут же цепенеют руки и ноги, прошибает пот… Впоследствии интимофобией стали называть также и боязнь близких отношений вообще: не столько интимных, сколько духовных. Интимофобы панически боятся заводить какие-либо взаимоотношения, длящиеся более трех-пяти дней. И как бы ни нуждались они в ласке и участии родного человека, непременно разрывают затянувшееся знакомство, поскольку боятся быть связанными морально, зависеть от какого-то определенного лица, боятся привязаться к нему. И разрыв этот может стоить множества страданий и бессонных ночей самому инициатору расставания, но он ничего не может с собой поделать — страх оказаться в духовной зависимости сильнее его!
Отдельно стоят сексуальные проблемы, сами по себе фобиями не являющиеся, но к ним ведущие. Боязнь оказаться плохим партнером может периодически мешать появлению и сохранению эрекции. Комплексы в отношении собственного тела также могут разрушить мирное течение вашей интимной жизни. В этих и подобных случаях психологические проблемы, требующие решения, в достаточной степени давят на сексуальную функцию и могут в итоге вызвать появление фобии.

3. Родительские фобии, основанные на страхе ответственности. Часто взрослые испытывают самый настоящий навязчивый страх того, что с их ребенком что-то случится (и они из-за этого будут страдать). И родители начинают ограничивать свободу детей, «чтобы чего не вышло», причем оправдываются детскими же интересами. А на самом деле все эти «не дружи с этим мальчиком» и «не ходи в эту компанию» основаны на страхах самих родителей: если ребенок все время будет находиться дома, им будет спокойнее. Иногда бывают случаи, когда родители неосознанно провоцируют у дитяти-подростка фобию открытого пространства, и в результате такой ребенок перестает выходить из дома вообще.

consulty.ru

Неврозы и фобии у детей