бить или не бить Бить или не бить?

Попытки сдерживать агрессивное поведение ребенка с помощью физических наказаний зачастую напоминают метание бумеранга. Попытки свести агрессию на нет или хотя бы контролировать ее проявления таким образом фактически подкрепляют и потворствуют агрессивному поведению. Получается своего рода демонстрация.

Силовые средства воспитания детей содержат в себе немало опасностей. Во-первых, родители фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Например, если маленький Марк бьет своего приятеля, родители могут наказать его, шлепая и крича: «Я тебе покажу, как бить других детей!». Марк в этом случае может сделать вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. В общем, Марк узнает, что физическая агрессия это средство воздействия на людей и способ контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Подобное аверсивное обращение (поведение в условиях воздействия вредных стимулов) может в конце концов привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано».

В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения. Если после сурового наказания Марк расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали.

И наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не усвоят нормы, которые им пытаются привить, они не станут их внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, чтобы их не надо было наказывать. По сути, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

По материалам книги Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия»

Бить или не бить