w

Страх и фобия: в чем разница?

Страх это здоровая эмоция, которая тесно связана с чувством безопасности и благополучия и защищает нас в потенциально опасных ситуациях.

Интенсивность и продолжительность реакции страха зависит от личности и темперамента ребенка и сильно варьируется. Фобии возникают тогда, когда страх становится иррациональным или слишком интенсивным, что приводит ребенка к тому, что он начинает чувствовать подавляющее чувство тревоги. Взрослый, который страдает фобиями, не способен в достаточной степени получать удовольствие от повседневной жизни, потому что на него влияет состояние «что, если». Но для маленьких детей это довольно редкая ситуации, чтобы развился такой высокий уровень беспокойства, чтобы в результате он нуждался в лечении и помощи специалистов.

Все дети начинают испытывать различные страхи в какой-то момент их жизни, и это считается нормальной частью возрастного развития. Эти страхи становятся неадекватными, если они становятся постоянными и таким образом мешают нормальной деятельности, когда ребенок не может отвлечься от своего страха и он становится фобией, или если это иррациональный страх. Так или иначе иррациональный страх зависит от возраста ребенка и уровня его развития. Например, для двухлетнего ребенка нормально бояться сидеть на горшке, но этот же страх уже иррационален для пятилетнего ребенка.

Почему один ребенок всего боится, а другой нет?

Помимо генетической предрасположенности, на детей влияет ролевое моделирование, поскольку дети приобретают социальные навыки в семье. Например, если ребенок часто наблюдает депрессивные настроения родителей в ответ на стрессовые события, или когда он делает вывод, что паника и страх это и есть адекватный ответ на любое негативное воздействие. Хотя фобии не наследуется, избегающее поведение родителей может привести ребенка к тревожно-фобическому расстройству (основным клиническим признаком являются психические и физические проявления тревоги, включающие как собственно фобии — навязчивый страх предметов, ситуаций, явлений, — так и реакцию в форме избегающего поведения, то есть избегание патогенных ситуаций — система мер, предотвращающих контакт с объектом, вызывающим страх или опасения. К тревожно-фобическим расстройствам относятся панические атаки, агорафобия, генерализованное тревожное расстройство, социальные фобии и специфические фобии).

Некоторые дети просто рождаются уже со склонностью к боязливости и при этом с развитым воображением. Они, естественно, более осторожны и сдержанны, и в любых ситуациях, пока не почувствуют себя достаточно уверенно, не пойдут на контакт или на то, чтобы их оценивали (например, при выступлении). Родителям в таком случае надо быть максимально корректными, не давить на ребенка, которому необходимо большое количество подтверждений с их стороны («все будет хорошо», «ты умеешь» и т.д.) и объяснений происходящему. Тревожному ребенку требуется все для себя объяснить, он может постоянно спрашивать об одном и том же, ему не нужна и тяжела ситуация непредсказуемости, и наоборот — комфортны порядок и стабильность.

Другие дети, наоборот, кажется, словно созданы познавать мир, рискуя, они очень любопытны и не позволяют страху удержать их от того, где они хотят быть и что они хотят увидеть. Эти дети приносят даже больше забот и трудностей для родителей. Вероятность того, что они будут причинять себе вред, выше, и таким детям необходимо понимание того, что все может пойти не так, как они думали.

Справляемся со страхами

У детей существуют наиболее общие страхи, это: внезапные шумы, шумы от бытовых приборов, автомобильная сигнализация или сирена пожарной машины и скорой помощи, звук взлетающего самолета и особенно сильный шторм и гром. Также страх животных, таких как змеи, лягушки, пауки, акулы, ящерицы, страх перед монстрами и демонами, которые могут скрываться в тени или под кроватью. Некоторые дети боятся стихийных бедствий, про которые они узнали по телевизору или в новостях. Штормы, пожары, ураганы и наводнения являются очень реальной опасностью для многих детей.

Детей в целом полезно приучать к различным звукам или неожиданным звукам. Например, хорошо, когда в доме есть животные, такие как собаки и кошки, птицы. Или есть подвесная игрушка, которая издает звуки, игрушка, которая двигается от ветра, или при открывании двери звенит колокольчик.

Избегайте высмеивать ребенка или провоцировать его испытывать страх. Это может повлиять на его уверенность в себе в течение долгого времени, и научить, что эмоции это не то, что он или другие должны быть воспринимать всерьез.

Когда дети становятся старше, они могут начать боятся того, что происходит с их родителями. Эти страхи часто можно выяснить у ребенка, если вы с ним регулярно разговариваете перед сном, читаете сказки, задаете вопросы. Не стоит вдаваться в долгие скучные объяснения, постарайтесь ответить на вопросы ребенка коротко и убедительно. Задача родителей не в том, чтобы изолировать мир ребенка от внешнего мира, от окружающего, а в том, чтобы помочь ему овладеть необходимыми навыками, как ему справиться со своими страхами, реальными и иррациональными и жить полноценно в этом мире. Если, к примеру, всегда говорить своему ребенку, чтобы он был осторожным или очень внимательным, это будет призывать его стать гипербдительным и тревожным, беспокойным. Наоборот, демонстрируйте ребенку, что значит быть уверенным в новых ситуациях. Хвалите ребенка, когда он был смелым и уверенным, — дети очень чутко реагируют на положительное подкрепление.

Основные этапы помощи ребенку

  • учите ребенка расслабляться через дыхательные техники, визуализацию и воздействие на тело (дышать ровно и глубоко, чувствуя, как мы наполняемся теплом, или попрыгать на месте и резко лечь и ощутить, как тело переходит в состояние покоя);
  • уменьшайте чувствительность вашего ребенка, постепенно знакомя его с пугающими его объектами и ситуациями;
  • объясняйте ребенку суть явлений (например, что такое звук сирены), освобождайте его заблуждений. Большинство страхов основано на заблуждениях, например, многие дети боятся грома, но если вы объясните, как образуются тучи, молния, гром, страх начнет уступать место любопытству. Можно приобрести в детских магазинах наглядные пособия или демонстрационные фильмы.

Дети, страдающие различными страхами и фобиями, которые могут показаться глупыми, тривиальными для взрослых, при этом могут привести к крайней напряженности ребенка и нарушению развития. Эти страхи, фобии могут приходить и уходить, и это зависит от того, какой опыт он приобретает, какую помощь и обратную связь он видит от родителей.

consulty.ru

Страхи и фобии у детей