ребенок и депрессияСимптом депрессии – это настроение, характеризующееся чувствами печали, беспомощности, страдания, дисфории, отчаяния.

Психиатры считают, что в развитии депрессии главную роль играют эмоции, эмоциональная экспрессия с возрастом изменяется. В первые годы жизни она гораздо более лабильна — это позволяет ребенку в процессе вхождения в социум учиться управлять своими эмоциями. С развитием детского организма они претерпевают значительные изменения. Печаль – одна из основных, фундаментальных и универсальных эмоций.

Общая черта событий, способных привести к депрессии, – отсутствие или потеря чего-то очень желаемого и востребованного ребенком. Но детская реакция на одно и то же событие со временем изменяется. Например, синдром разделения ребенка с близким человеком ярче всего выражен у детей в возрасте от 6 месяцев до 4 лет. До 6 месяцев у ребенка еще не успела сформироваться стойкая привязанность, после четырех лет ребенок уже способен осознать причины разделения и то, что со временем чувство печали постепенно ослабеет. Также существуют различия в реакции детей разных возрастов на смерть близкого человека. Часто к большому удивлению взрослых маленькие дети не ощущают потерю также остро, как дети старшего возраста и подростки. Зачастую это связано с их ограниченной способностью понимания того, что потеря необратима. Но со временем, узнав больше о последствиях смерти, у ребенка могут возникнуть стойкие эмоциональные и поведенческие нарушения.

Коган в 1983 году опубликовал данные о том, что чувство собственного достоинства к 18-24 месяцам уже полностью сформировано. Так что несоответствие между потребностями и возможностями ребенка или его родителей вполне могут вызвать чувство печали. Хекхаузен (1982 г.) предположил, что дети до 3,5 лет не приписывают успех или неудачу личным характеристикам и не проводят какой-либо значительной самооценки. Дети раннего возраста достаточно оптимистичны, любая ситуация, связанная с личной неудачей, может их травмировать. Также дети имеют тенденцию к отрицанию неудачи, оправданию. С возрастом ребенок начинает более реалистично оценивать свои способности и свое положение в социуме, поэтому личностное значение неудачи будет увеличиваться прямо пропорционально развитию ребенка.

На интенсивность и продолжительность депрессивной симптоматики оказывают пол, возраст ребенка, зрелость и социальная поддержка.

Существует, по крайней мере, три процесса, участвующих в формировании симптоматики депрессии у любого человека: получение личного опыта, воображение, наблюдение за окружающими. Также возможна их комбинация.

Основная причина депрессии — какое-то количество полученных негативных эмоций, с другой стороны — депрессия может быть вызвана как реальными, так и вымышленными событиями. Согласно с этим представлением ребенок, стараясь защитить себя от негативных событий в реальной жизни, многократно проигрывает их в воображении, получая стойкое чувство грусти. На основании личного опыта ребенок может также дополнить случившееся событие вымышленными фактами, придя к такому же результату. Наконец, депрессивные симптомы могут возникнуть в результате наблюдения, которое может быть непосредственным, либо через воздействие СМИ (газеты, книги, кино). В основе данного процесса лежит сочувствие, заставляющее ребенка почувствовать себя на месте пострадавшего и получить часть его эмоций. Это наиболее вероятно, если образ пострадавшего преподнесен ярко, запоминающееся; если ребенок может отождествить себя с ним на основе личного опыта или вымысла.

consulty.ru

 

 

Ребенок и депрессия