razvod_detiРебенок обычно приписывает причину развода себе, что он виноват, его не любят и родитель ушел от него. У родителей из-за чувства вины меняется отношение к ребенку, и дети это чувствуют. Развод родителей ведет к следующим симптомам у детей:

 

  • беспокойство, страхи,
  • бессонница,
  • энурез, обжорство, плохое поведение в школе,
  • агрессия,
  • боли в животе, в голове и т.д.,
  • отставание в социальном и эмоциональном развитии, снижение внимательности и успеваемости.

Часто родители не обращаются за помощью сразу и не связывают эти признаки с последствиями развода. Иногда родители долго колеблются, разводиться или нет, но ребенок чувствует разлад между родителями.

Родителям свойственно обвинять другого и не принимать вину на себя, не признаваться в своих ошибках и чтобы оправдать себя и переадресовать ответственность на другого, бывает, что родители используют ребенка, он становится центром эмоциональных конфликтов родителей.

Как распознать, какая может быть реакция у ребенка?

  1. Дать ребенку высказаться о своих чувствах.
  2. Попытаться понять, какие у ребенка возникают страхи и с чем они связаны.

Как правило, это страх потери любви (если он не нужен в семье, значит он не нужен никому); потеря чувства защищенности (страх перед внешним миром). Потеря отца переживается сильнее, чем потеря матери. Утрата отца тем болезненнее, чем старше ребенок.

Если развод приходится на период эдипова комплекса (идентификация с ролями, полами и т.д.), то отпечаток может остаться на всю жизнь. Компенсация возможна за счет дедушки, дяди, нового отца (при определенных отношениях).

При разводе дети чаще остаются с матерью, с отцом остаются, как правило, больные дети или дети с отклоняющимся поведением, когда матери тяжело с ними управляться. При разводе, мать — страдающая сторона, из-за ухудшения материального положения. После развода женщина проходит несколько стадий:

  • эйфория (0,5 – 1 год),
  • ощущение покинутости, несчастья – депрессии, нервные состояния и т.д., все проблемы мать вымещает на ребенка,
  • выравнивание отношений.

Если с мамой осталась девочка, то у них возникают особо близкие отношения, которые затем мешают девочке создать свою семью (слипание с матерью, ненормальный образ отца, отсутствие образца нормальных отношений).

Если с мамой остался мальчик, то к подростковому возрасту:

  • мать ругает отца, мальчик это переносит на себя,
  • мальчик во всех своих бедах обвиняет мать, когда сравнивает себя с мальчиками из полных семей, то считает, что если бы мать была хорошей, отец бы от него не ушел, а следовательно у него все складывалось бы хорошо.

В случае, если ребенок остается с отцом – все наоборот. В психологическом отношении лучше, если мальчик остается с отцом, а девочка с матерью, но всегда необходимо учитывать отношения в семье.

Если после развода связь родителей с ребенком не пропадает, последствия развода минимальны, при этом любовь должна выражаться в общении, а не в покупках.

В случае развода девочки, вырастая, рано выходят замуж, а потом быстро разводятся. Если отец умер, у них нормальные семьи, такие девочки предпочитают выходить замуж за людей намного старше себя.

Вторая семья

Если вторая семья создалась в маленьком возрасте, ребенок принимает второго родителя как родного.

Женщина реже создает вторую семью, между браками проходит 4-5 лет. За это время у матери с ребенком создаются устоявшиеся отношения и внедрение третьего человека ведет к сложностям:

  1. третий крадет любовь матери,
  2. отношения нового человека с ребенком неопределенные.

То есть для создания второй семьи обязательно необходим подготовительный период. Чем ребенок самостоятельнее, тем легче он примет другого.

При создании второй семьи обычно хотят родить еще одного ребенка, что может привести к созданию комплекса Золушки. Это сложная ситуация, и должна быть проведена определенная работа родителей с ребенком.

Необходимо учитывать, в какой период произошел развод:

  1. Период самоутверждения и становления личности (2-5 лет).
  2. Период застенчивости (4-7 лет).
  3. Период адаптации к школе (7-8 лет).
  4. Период адаптации в коллективе (9-11 лет).
  5. Подростковый возраст (11-17 лет).

На первом этапе чаще возникает психосоматическая реакция.

На втором – психомоторная реакция (в поведении).

На третьем и четвертом – аффективная реакция (вспышки).

На пятом – эмоциональная реакция (длительные периоды депрессии и т.д.).

consulty.ru

Развод и другая семья