Развиваем речь ребенка с аутизмомМногим детям-аутистам сложно не только говорить, эффективно общаться, но и в принципе развивать речевые навыки, которые необходимо активизировать через укрепление и работу лицевых и мимических мышц. Это также повлияет на жевание и глотание пищи у ребенка-аутиста, а также на контроль за повышенным слюнотечением и глотанием слюны.

Задействовать в игре лицевые мышцы — щеки, рот, губы и зубы — легко и интересно, напевая песни и сопровождая это смешными гримасами. К тому же помогает развивать внимание, концентрацию, способность имитировать.

Штуша-Кутуша
Штуша-Кутуша страшный зверь!
Штуша-Кутуша похож на тефтель
Штуша-Кутуша ест морковь!
Штуша-Кутуша пьет нашу кровь!

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!

При низком мышечном тонусе мышц лица можно использовать контраст из тепла и холода и кислого-сладкого, давая ребенку мороженое, замороженный йогурт, фрукты, кислые конфеты и даже просто кусочки льда. Любая хрустящая и тянущаяся еда будет привлекательна для ребенка, одновременно воздействуя на тонус мышц лица через различия вкуса, температуры или текстуры еды

{slimbox images/articles/children/K/K1.jpg,images/articles/children/K/K1T.jpg,; images/articles/children/K/K2.jpg,images/articles/children/K/K2T.jpg, ; images/articles/children/K/K3.jpg,images/articles/children/K/K3T.jpg, ; images/articles/children/K/K4.jpg,images/articles/children/K/K4T.jpg,; images/articles/children/K/K5.jpg,images/articles/children/K/K5T.jpg,; images/articles/children/K/K6.jpg,images/articles/children/K/K6T.jpg,; images/articles/children/K/K7.jpg,images/articles/children/K/K7T.jpg,}

Для ребенка язык, небо, губы — все это источники идентификации окружающего мира. Американский психолог Анна Айрес в середине прошлого века предложила систему сенсорной стимуляции и интеграции для детей с нарушениями развития. У нее есть известная фраза: “feed the need” (потребность нуждается в пище). Если ребенок-аутист любит игрушки или пальцы направлять себе в рот, его сенсорные потребности не удовлетворены должным образом. Ему нужен разнообразный опыт, когда мышечные ощущения развивают сенсорное осознание и нужные движения, необходимые для питания и речи.

Большую роль играют мышечные ощущения в формировании второй сигнальной системы как системы условно-рефлекторных связей на речевой раздражитель. Это обеспечивает восприятие и воспроизведение речи, поскольку слуховое восприятие речи происходит при участии движений. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.

Есть обожаемые большинством игрушки, например, дуть на вертушку или на ветряную мельницу, рисовать, используя технику раздувания кляксы через соломинку, когда на капли жидкой краски или чернил на листе дуют через соломинку и получаются разные фигуры. Или делая большие мыльные пузыри, которые надо стараться высоко поднять.

Язык-гудок или шумелка (noisemaker), надувные игрушки или шары – можно пробовать каждый день новую игру, но при этом регулярно вводить в практику что-то особенно легкое, полюбившееся ребенку. С утра, когда ребенок чистит зубы, вы вместе с ним можете набрать воды в рот и петь и шуметь с водой во рту за счет перемещения жидкости из одной щеки в другую. Или в полдник ребенок получает жесткий мармелад, который надо долго прожевывать. Во время купания можно использовать маску и трубочку.

Просите ребенка через соломку есть или пить пудинг, йогурт, жидкий творог, любую еду, которую возможно, но непросто всасывать, где надо применять усилия. К тому же соломки могут быть с изгибами, что будет увеличивать нагрузку на лицевые мышцы ребенка.

consulty.ru

Развиваем речь ребенка с аутизмом