emozionalni-intellectИнтеллект и эмоциональная сфера развиваются не обязательно одинаково. Интеллект это способность к мышлению, абстрагированию, рассуждению, это также память.

Эмоции — это переживания, в которых выражается значимость для человека того, что он воспринимает (оценка) и что его побуждает к чему-то (например, к какому-то действию). определение его к соответствующей деятельности (функция побуждения).

Например, чувство удивления, которое вызвано какой-то ситуацией, — и это чувство побуждает человека к исследованию этой ситуации. В этом смысле да, Вы правы, однако дальше мы оказываемся с разным уровнем интеллекта как такового и эмоциональной компетентности (уровня развития).

Эта компетентность состоит из:

  • эмоциональной оценки — как мы относимся с миру, другим и к себе
  • эмоционального прогноза — самооценка, что мы можем ожидать от себя
  • эмоциональной саморегуляции.

На эмоциональную сферу человека (как она развивается) влияют — бессознательное, культура (какие эмоции одобряемы, ожидаемы и т.д.), особенности среды и окружения ближайшего —  значимые другие как объекты подражания и самоидентификации, а также от жизненного пути человека и возможности его самосознания.

Если говорить о высоком уровне эмоциональной компетентности, то это:

  • осознание собственных эмоциональных реакций, настроений и чувств
  • внимание к собственным переживаниям
  • понимание эмоциональных переживаний других людей
  • отношение к эмоциональному развитию, изменениям (страх или риск, прогресс или регресс), мотивация
  • ответственность за собственное эмоциональное состояние

Мы можем часто наблюдать, когда интеллектуально развитый человек обладает низким эмоциональным IQ. Тогда можно говорить о том, что его эмоциональное развитие осталось на незрелом уровне.

Когда эмоциональное осознавание на самом деле практически отсутствует. Если бы оно было высоким, человек бы прислушивался к своим внутренним ощущениям и осознавал воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние, на ситуацию, на других. А он не хочет осознавать (как пример). Из-за этого он не способен интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации и воспринимать картину в целом.

Самооценка с низким эмоциональным IQ очень расплывчатая, завышенная, заниженная (отсюда страсть к соцсетям у многих), когда человек не осознает пределов своих возможностей, не обучается навыкам, которыми плохо владеет и не приветствует конструктивную критику по отношению к себе, если только это не авторитет, которого он по сути боится в глубине души (авторитетов). Из-за своей неадекватной самооценки он не знает, когда нужно попросить помощи и на чем следует акцентировать внимание.

Такой человек не уверен в себе в плане личных взаимодействий. При трудных задачах он теряется и паникует, прячется. Со своими эмоциями он не справляется. Он и не желает находить способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы.

Социальная чуткость также при таком раскладе слабо развита. Он не стремится сопереживать, развивать в себе способность прислушиваться к чужим переживаниям, и это не позволяет ему понимать невысказанные чувства людей.

Управлять отношениями в таком случае он не может. Он как подросток эгоцентричен – но у подростка это связано с особенностями интеллекта и его аффективной сферой. А это взрослый, который как ребенок слишком заинтересован собой, интенсивно себя оценивает и анализирует, но работает только интеллект, который не тянет за собой эмоциональное развитие часто. 

consulty.ru

Эмоциональный интеллект